О профсоюзе

 

2015 год является знаменательным для профсоюза машиностроителей РФ, так как он отмечен значительными событиями и датами:

- 110-летием профсоюзного движения в машиностроительной отрасли России (образования профсоюза);

- 20-летием создания профсоюза машиностроителей РФ (после объединения профсоюзов машиностроителей РФ и машиностроителей и приборостроителей РФ);

- очередным VII съездом профсоюза машиностроителей РФ.

Профсоюз машиностроителей Российской Федерации является преемником и продолжателем славных дел и традиций профсоюза металлистов, который образовался в 1905 году.

 

 

1905-2015 годы

1905-1931 гг. – профсоюз металлистов;

1931-1934 гг. – профсоюз рабочих машиностроения;

1934-1954 гг. – профсоюзы: рабочих тяжелого, транспортного, автомобильного, точного и др. отраслей машиностроения;

1954-1977 гг. – профсоюз рабочих машиностроения;

1977-1995 гг. – профсоюзы: тяжелого машиностроения, машиностроения и приборостроения, автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения;

1995-2015 гг. – профсоюз машиностроителей РФ.

Справочно:

- краткая историческая справка профсоюзного движения в машиностроительной отрасли России подготовлена, в том числе с использованием материалов, изданных к 100-летию профсоюза машиностроителей РФ;

- в данном перечне дат и изменений названия профсоюза (ов) приведены основные укрупненные вехи и трансформации профсоюза (ов), так как его деятельность проходила в сложных быстроизменяющихся условиях политических и экономических формаций и реформ, в том числе:

 

1905-1918 годы

Тяжелое, во многих случаях бесправное, положение рабочих в начале XIX века, привело к необходимости их консолидации в борьбе за свои социальные интересы и гражданские права. Сперва на крупных металлообрабатывающих предприятиях стали создаваться  рабочими кассы и общества взаимопомощи, заводские комиссии, делегатские и депутатские советы, собрания уполномоченных, стачечные комитеты и т.п., которые в дальнейшем явились инициирующими элементами трансформации в профсоюзы. Революционные события в 1905-1907 годах ускорили эти процессы. Металлисты, которые составляли значительную  часть рабочих, в частности, на Петербургских заводах: Путиловском, Обуховском, Невском судостроительном, Александровском механическом и московских и в других городах.

Стали зарождаться первые профессиональные объединения, приниматься общими собраниями рабочих уставы профсоюзов.

В Уставы включались важнейшие правовые проблемы: признание властями выборных рабочих депутатов; свобода стачек, собраний, союзов; неприкосновенность личности и жилища; бесплатная юридическая помощь, а, главное, экономические требования: установление 8-часового рабочего дня; повышение зарплаты; отмена сверхурочных, ночных работ и штрафов; улучшение условий труда и быта трудящихся; запрещение детского труда. Профсоюзы не оставляли без внимания заботу о духовном и культурном развитии своих членов. Большинство профсоюзов запрещало вступление в свои ряды представителей администрации.

В этот же период шла тенденция к укрупнению профсоюзов и их строительству по производственному принципу.

В 1907 году существовало уже более 80 союзов металлистов, объединяющих 54 тысячи рабочих и, несмотря на серьезные противодействия властей, организовали и провели Всероссийскую конференцию металлистов.

После завершения революционных событий профсоюзам пришлось вести длительную и жесткую борьбу с царским правительством и буржуазией за свое существование, сохранение профсоюзного членства и своих социальных завоеваний.

 Первая мировая война вновь приостановила развитие рабочего и профсоюзного движения из-за преследований со стороны властей. Многие профсоюзы, понеся значительные потери, перешли на нелегальное положение, сосредоточив свою деятельность на ранее используемые формы рабочей борьбы на запрещенные властями. И уже в 1916 году стачечное и профсоюзное движение начало активизироваться.

После победы февральской революции 1917 года начался бурный рост профсоюзного движения. А уже в июне 1917 года был избран первый временный Центральный комитет профессионального союза металлистов. Металлисты были активными участниками Октябрьской 1917 года революции.

В январе 1918 года был созван Учредительный съезд союза металлистов, делегаты которого представляли интересы 650 тыс. рабочих-металлистов, который принял Устав Всероссийского Союза рабочих металлистов (ВСРМ) и избрал Центральный комитет.

В годы гражданской войны и промышленного становления и развития профсоюз уделял серьезное внимание организации труда на новых началах, так как требовалось воспитывать новую психологию свободного труда, заинтересованность в подъеме производства, в повышении качества продукции и т.п.

Союз выступал с комплексом новых идей и приемов, в т.ч. по новой тарифной политике, по учету и распределению рабочей силы, материального снабжения, по улучшению трудовой дисциплины и др. Основным положением в тарифной работе Союза было обеспечение связи производительности труда с его оплатой. Это нашло отражение в Резолюции, принятой II-м съездом Союза в январе 1919 года.

Индустриализация страны потребовала от профсоюзов коренной перестройки деятельности профсоюзов, усиления воспитательной работы, особенно среди пришедших на производство граждан из сельской местности. Профсоюз был активным участником и организатором движений и починов, направленных на повышение эффективности  и качества труда.

Вместе с тем в 20-е годы в профдвижении шли дискуссии о месте профсоюзов, их взаимоотношении с госорганами и партией, основных направлениях деятельности, а также роли и месте профсоюзных структур – отраслевых профсоюзов и межсоюзных организаций.

В 1929-1930 годах ряд руководителей ВЦСПС, в т.ч. его председатель М.П.Томский, были сняты  с должностей, выведены из руководящих профорганов, а некоторые из них репрессированы.

 

1931-1934 годы

В январе 1931 года ВЦСПС принял решение о разукрупнении профсоюзов для приведения структуры профсоюзов в соответствие с структурой хозяйственных органов и для лучшего обслуживания нужд и запросов членов профсоюзов. Из профсоюза металлистов выделились в отдельные профсоюзы металлурги, работники автотракторной и авиационной промышленности и другие, а также создан профсоюз работников машиностроения.

Сталинский лозунг «Профсоюзы – лицом к производству!» и навязывание профсоюзам ответственности за выполнение государственных планов привели к привуалированию хозяйственного уклона в деятельности профсоюзов. И уже 9-й съезд профсоюзов в апреле 1932 года обсудил ход выполнения I-й пятилетки.

1934-1954 годы

В сентябре 1934 года решением пленума ВЦСПС было произведено вновь разукрупнение профсоюзов. На базе 47 профсоюзов создано 154 новых, построенных по производственно-территориальному принципу.

Профсоюз рабочих машиностроения разделен на ряд профсоюзов, в том числе тяжелого, среднего, транспортного, автомобильного машиностроения.

Положение в профсоюзах во второй половине 30-х годов было тяжелым из-за допущенных ранее искажений принципов демократии: нарушались сроки созыва коллегиальных органов и проведения выборов; свертывались коллективные формы руководства. Стала практиковаться кооптация в органы профсоюзов. Прекратилась практика заключения коллективных договоров.

Расширенный пленум ВЦСПС в мае 1937 года принял решение об устранении части этих негативных проявлений в деятельности профсоюзов. Обязал восстановить практику заключения колдоговоров, а также предложил регулярный  созыв производственных совещаний. Пленум наметил меры по улучшению охраны труда и созданию при ФЗМК советов социального страхования, в функции которых входили обязанности по определению размера пособия по нетрудоспособности, организации отдыха работников и их детей и др. Но созидательный потенциал профсоюзов снизился, т.к. разукрупнение профсоюзов не привело к ожидаемому эффекту и многие профлидеры были депрессированы.

С 1941 по 1945 годы главной задачей профсоюзов была всесторонняя помощь действующей армии и гражданам в тылу. Они участвовали в организации эвакуации и перестройке заводов на выпуск боевой техники, подготовке новых работников вместо выбывших на фронт; развитии починов и движений, направленных на повышение эффективности производства, а также решении социальных проблем работников и членов их семей.

В послевоенные годы профсоюзы внесли достойный вклад в восстановление и подъем народного хозяйства, в улучшение жизни людей. Потенциальные возможности профсоюзов, разбитость их структур и влияние в обществе порождали у руководителей страны желание привлечь их к решению общегосударственных задач, обеспечению подъема промышленного производства, а также переложить на них ответственность за решение отдельных общегосударственных задач. И профсоюзы достаточно успешно занимались социальным страхованием; управлением санаторно-курортной системы, управлением туристическими учреждениями, созданием обществ рационализаторов и изобретателей и др.

В машиностроительных профсоюза происходили организационные изменения. В 1946 году создан профсоюз машиностроителей и приборостроителей за счет объединения профсоюзов рабочих среднего и точного машиностроения. В 1947 г. профсоюз рабочих автомобильной и тракторной промышленности.

 

1953-1977 год

В 1953 году объединены 4 профсоюза – рабочих сельхозмашиностроения, автотракторной промышленности, станкостроительной промышленности, машиностроителей и приборостроителей и создан профсоюз рабочих машиностроения, к которому в 1957 году присоединили профсоюзы рабочих тяжелого и транспортного машиностроения, а в 1965 году выделили из него профсоюз рабочих судостроительной промышленности.

 

1977-1995 годы

В 1977 году профсоюз рабочих машиностроения был разукрупнен на 3 профсоюза: работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, рабочих машиностроения и приборостроения и работников тяжелого машиностроения.

Профсоюзы содействовали развитию производства через совершенствование социалистического соревнования, повышение трудовой и общественной активности трудящихся; оказанию поддержки передовых начинаний новаторов производства. Участвовали в организации экономического всеобуча, кружков качества, деятельности изобретателей и рационализаторов, научно-технических обществ. Одновременно на основе участия в развитии производства добивались повышения заработной платы, улучшения условий труда и быта работников. Однако так называемые застойные годы отражались и на деятельности профсоюзов, которые бюрократизировались и сковывали инициативы нижестоящих профорганов и членов профсоюзов.

Перестройка дала серьезный толчок по пересмотру деятельности профсоюзов, передаче больше полномочий и самостоятельности первичным организациям. Однако ошибочные и необоснованные решения по реформированию общества и экономики вызвали экономический кризис и негативные социальные последствия, напряжение в обществе и привели к выступлениям трудящихся, что в итоге привело в 1991 году к распаду СССР.

Демократизация профдвижения, наряду с положительными явлениями, привела к снижению уставной дисциплины, нарушениям принципов единства и солидарности.

В 1990-1991 годах начались процессы создания российских профсоюзов и была образована ФНПР. В условиях политических, экономических реформ, внедрения рыночных отношений, приватизации предприятий, либерализации трудовых отношений профсоюзом принимались меры по смягчению последствий «шоковой терапии», экономического кризиса, роста безработицы, своевременной выплаты зарплаты, по борьбе с массовыми нарушениями трудового законодательства и др.

Уже в этот период профсоюзы отмечали усиление кризисных факторов в машиностроении и снижение объемов производства, сокращение численности работающих, в т.ч. квалифицированных специалистов, и для защиты социальных прав членов профсоюзов и работников, использовали все имеющиеся возможности давления на власти и работодателей, в т.ч. организовывали акции протеста.

Одновременно в профсоюзной среде машиностроителей зрела идея необходимости создания единого мощного профсоюза машиностроителей, способного более конструктивно решать социальные проблемы работников машиностроительного комплекса и обеспечивать профсоюзные права.

У профсоюзов формировалось убеждение необходимости наличия сильных и ответственных объединений работодателей, с которыми через ведение социальных диалога и партнерства можно решать проблемы работников, а также совместными усилиями защищать отечественное товаропроизводство.

 

1995-2015 годы

Впервые, практически, почти за последние 60 лет профсоюзы самостоятельно принимали решение об объединении профсоюзов работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ, машиностроителей РФ, машиностроителей и приборостроителей РФ и принимали соответствующие организационные решения и разрабатывали необходимые регламентирующие документы. Однако съезд профсоюза АСМ (накануне 15.02.1995 г.) не принял решения об объединении профсоюзов.

16 февраля 1995 года состоялся объединительный съезд профсоюзов машиностроителей РФ и машиностроителей и приборостроителей РФ и был учрежден Профсоюз машиностроителей РФ («Роспрофмаш»). Председателем был избран Трудов Г.А. При этом в 4-х субъектах РФ: Башкортостана, Брянской и Курской областях, Красноярском крае в ходе подготовки к объединительному съезду объединились территориальные организации 3-х профсоюзов и они вошли в «Роспрофмаш». В результате объединения профсоюзов были в большей степени достигнуты намеченные организационно-финансовые цели, которые позволили определенный период профсоюзу достаточно эффективно реализовывать свои уставные задачи.

Профсоюзу машиностроителей РФ практически все годы приходится действовать в условиях, когда многие или большинство машиностроительных предприятий находятся в сложных социально-экономических и финансовых условиях; испытывают сложности из-за недостатка оборотных средств для модернизации производства и обеспечения выпуска конкурентной продукции, а также  решения социальных проблем своих работников.

В кризисные 1997-1998 годы машиностроители участвовали в политических акциях протеста с требованиями отставки Президента РФ Ельцина Б.Н.

Центральный комитет, органы территориальных и первичных организаций профсоюза, максимально используя свои права, российского трудового законодательства, возможности социального партнерства и заключения колдоговоров и соглашений, а также профсоюзный акций и солидарную поддержку отечественных и зарубежных профсоюзов обеспечивали защиту социальных и трудовых прав членов профсоюза и реализацию их ожиданий.

В частности, руководители профсоюза и профсоюзных организаций, являясь членами Российской и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, участвуя в работе различных комиссий государственных структур, активно отстаивают позиции профсоюзов при рассмотрении социально значимых законопроектов, в том числе в сфере трудового законодательства; проектов бюджетной политики и бюджетов общественных фондов; проектов программ промышленной политики и социального развития; налогового законодательства; пенсионного обеспечения; установления льгот для различных категорий работников  и граждан и т.п.

ЦК профсоюза заключает Отраслевые Соглашения по машиностроению, в т.ч. в 1995-1998 годах с Комитетом РФ по машиностроению по машиностроительному комплексу, а далее с объединением работодателей при участии заинтересованных министерств, а также по организациям Росстандарта с Федеральным агентством.

Все проекты ОТС разрабатывались ЦК профсоюза с учетом предложений профорганизаций.

Аналогичная работа проводилась профорганизациями территориальных организаций профсоюза, учитывая, что решение многих социальных проблем передается с Федерального уровня в субъекты РФ.

Жесткое противодействие работодателей на большинстве предприятий приходится преодолевать комитетам первичных организаций профсоюза при заключении коллективных договоров. В настоящее время их действиями охвачено более чем 96% работников и членов профсоюза.

По ряду проблем в машиностроении, деятельности некоторых хозяйственных организаций руководителям профсоюза и профорганизаций приходилось обращаться непосредственно к руководству страны, федеральных и территориальных органов власти. По этим обращениям в ряде случаев принимались меры, позволяющие полностью или частично решать эти проблемы.

Осуществляется работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, правовая защита членов профсоюза.

В 2007 году состоялся внеочередной съезд профсоюза, на котором решались и организационные вопросы.

В связи со смертью председателя профсоюза Трудова Г.А. председателем профсоюза машиностроителей РФ был избран Шатохин Н.П. и заместителем  председателя Кирюшенков В.Н.

Для укрепления профсоюза, повышения его  имиджа в трудовых коллективах и обществе осуществляются организационно-финансовые меры, в т.ч. по подбору кадров и обучению профработников и актива, проведению информационно-пропагандистской работы, проведению мотивационной деятельности, направленной на привлечение работников в профсоюз и создание первичных организаций, работа с молодежью.

Профсоюз машиностроителей РФ является активным сторонником укрепления российского и международного профдвижения.

Профсоюз является членской организацией Федерации Независимых Профсоюзов России, Ассоциации машиностроительных профсоюзов России (АМПР), Международной Евроазиатской Федерации металлистов (МЕФМ), Международного объединения ИндустриАЛЛ (ранее МФМ) и МОП металлистов. Причем, он принимал самое непосредственное участие в создании этих объединений профсоюзов.

Во все периоды своей деятельности профсоюз и его организации находили силы, средства и возможности для поддержки работников и членов их семей в крайне сложных социально-экономических условиях: войн, политико-экономических реформ и защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза и работников наемного труда в государственных органах и местного самоуправления, в отношениях с работодателями.