История профсоюза – это путь, отмеченный  многими славными свершениями и традициями, благодаря которым в летопись профсоюза было вписано  немало ярких страниц, повествующих о его высокой роли в судьбе тружеников стальных магистралей и транспортных строек страны.

 

       2015 год – юбилейный для Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей,  в апреле этого года ему исполняется 110 лет.  За этот период накоплен большой опыт в отстаивании интересов работников, их социальной защиты. Для рядового труженика профсоюз всегда был и есть опора и поддержка. Эта истина тем более актуальна в настоящее время

       А зарождался  профсоюз железнодорожников в 1905 году, пос­ле трагических событий кровавого вос­кресенья, почти повсюду стали созда­ваться первые ячейки будущего Все­российского железнодорожного союза. В этот период все чаще стали разда­ваться голоса в пользу созыва обще­российского железнодорожного съез­да. Задолго до съезда железнодорож­ников на Харьковском железнодорож­ном узле уже существовала вполне оформившаяся профсоюзная органи­зация «Союз железнодорожных слу­жащих всех служб юга России». Тогда же ячейки Союза возникли на Сибир­ской дороге, в ряде других узловых пунктов, а также в Москве.

Первый съезд железнодорожников состоялся в Москве 20-21 апреля 1905 года. На съезде присутствовали пред­ставители 10 железных дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брес­тской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Москов­ско-Киево-Воронежской, Рязано-Уральской, Сибирской, Ташкентской и Юго-Западной. Делегаты съезда были представлены в основном управлен­ческими служащими.

Съезд единодушно высказался за создание Всероссийского союза же­лезнодорожников как внепартийной и корпоративной организации. На съез­де были приняты «Платформа» и «Ус­тав Союза», в которых были определе­ны цели и задачи профсоюза. В час­тности в «Платформе» было сказано: «Целью Союза является защита материальных, правовых, куль­турных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократичес­кого государственного строя. Поэ­тому, самой главной задачей Со­юза является требование измене­ния существующего государствен­ного строя и, как логическое след­ствие этого, - требование созыва народных представителей с зако­нодательной властью, выбранных всем населением страны на нача­лах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без разли­чия пола, национальности и веро­исповедания. Эти условия пред­ставляют собой тот минимум, ко­торый позволит Союзу объединить большинство лиц и групп, принад­лежащих к различным политичес­ким партиям. Не считая, однако, возможным ограничиваться голым провозглашением принципов и желая стать с первых же шагов на путь корпоративной деятельности, Союз берет на себя и фактическое осуществление в пределах желез­нодорожной корпорации свободы слова и собраний, а также органи­зации стачек, как частных, так и всеобщих, и допускает организа­ционное самоопределение могу­щих возникнуть в среде железно­дорожных корпораций и проф­ессиональных рабочих союзов».

Съезд избрал Центральное бюро Союза из пяти человек, которое руко­водило всеми крупными выступления­ми Союза.

Царское правительство понимало, что профсоюзные организации на тран­спорте таят в себе большие потенци­альные возможности. Департамент полиции рассылает специальный цир­куляр начальникам губернских жан­дармских управлений, а также управ­ляющим и начальникам железных до­рог и отделениям охранки. В циркуля­ре указывались меры борьбы с забас­товками на транспорте. Предписыва­лось полнее использовать админис­тративные меры и при малейших при­знаках забастовки защищать силами войск и полиции железнодорожные предприятия от проникновения в них «злонамеренных лиц».

Пройдя череду съездов, гонений и запретов в период 1905-1917 годов, наш профсоюз объединил всех железнодорожников, сплотил свои ряды и окреп. К началу 1917 года наибольшую активность приобретает профсоюзное движение железнодорожников в Петрограде, Сибири и на Дальнем Востоке.

С первых же дней Февральской революции 1917 года профсоюзное движение на транспорте активизиро­валось. На предприятиях организуют­ся месткомы. Высокой организован­ностью, к примеру, отличался профсо­юз мастеровых и рабочих станции Москва-1 Курской железной дороги, возглавляемый Е.Г.Кухмистеровым. В местком профсоюза зачастили пред­ставители железнодорожников всего Московского узла с просьбой оказать им содействие в организации профсо­юза на других станциях и железнодо­рожных предприятиях.

     Железнодорожники все больше убеждались в том, что единственным защитником их интересов являются профсоюзные комитеты.

Перелистывая страницы истории, мы сегодня можем с гордостью сказать – традициям, заложенным с первых дней своего образования, Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей остался верен. И это несмотря на сложность пути его становления и развития, борьбы и компромиссов.

Повышение заработной платы и ее выплата дважды в месяц, отмена сверхурочных работ и штрафов, недопущение грубости к рабочим со стороны администрации и другие требования составляли основное содержание деятельности созданного профсоюза.

С 20-х годов вплоть до начала Великой Отечественной войны деятельность профсоюзов под влиянием партийных установок направляется на решение производственных вопросов. Их спектр широк: борьба за повышение производительности труда, развитие социалистического соревнования, подъем ударничества, ужесточение режима экономии и многое-многое другое. Но наш профсоюз и без установок влиял на производство, тесно увязывая его с социальной составляющей. Не случайно слово «первый» в те годы нередко ассоциировалось с железнодорожным транспортом. 

Первый субботник родился в 1919 году на железнодорожном транспорте. Зачинателем его выступили работники локомотивного депо Москва-Сортировочная, а затем инициатива была подхвачена всей страной. Первой, не только на железнодорожном транспорте, но и в стране, была ударная бригада Николая Некрасова из мастерских Московско-Казанской железной дороги, которая благодаря продуманной организации труда значительно увеличила его производительность. Весть об этом быстро распространилась по стране. Ударничество становится массовым явлением. Это движение впоследствии проложило путь к социалистическому соревнованию.

Первый Генеральный коллективный договор, принятый в 1922 году,  сыграл исключительно важную роль. Коллективные договора стали надежным гарантом защиты прав и интересов железнодорожников, прочно вошли в жизнь.

Надо подчеркнуть, что одновременно с хозяйственными вопросами профсоюзные организации занимались и повышением общей культуры железнодорожников. Главной задачей была ликвидация неграмотности. По инициативе профсоюза открываются избы-читальни, школы, пункты ликвидации неграмотности. Возрастающая роль профсоюза, достигнутые им результаты в социальной жизни железнодорожников, усиливают его авторитет. Быть членом союза стало престижно.   Профсоюз организует соревнование за повышение производительности труда, снижение себестоимости перевозок – на железнодорожном транспорте ширится движение за досрочное выполнение заданий первой пятилетки.

По решению ЦИК СССР, Совнаркома и ВЦСПС (23 июня 1933 г.) профсоюзу было поручено управление социальным страхованием рабочих и служащих, что значительно повысило его роль и значение. Социальное страхование на железнодорожном транспорте гарантировало железнодорожникам и членам их семей материальное обеспечение пособиями и пенсиями, санаторно-курортное лечение и отдых.

В годы второй пятилетки в массовом движении за овладение новой техникой, в стремительном росте трудовой активности рождаются эффективные формы и методы ударного труда. 31 августа 1935 года шахтером  А.Стахановым было положено начало стахановскому движению.

Первым на железнодорожном транспорте примеру Стаханова последовал машинист паровозного депо Славянск Северо-Донецкой железной дороги Петр Федорович Кривонос. Взяв тяжеловесный поезд в Славянске, он, при норме двадцать три километра в час, прошел участок до станции Лозовая с технической скоростью 31,9 километра, а в последующие поездки до 47 – 50 километров в час. Это был рекорд, который способствовал увеличению пропускной и провозной способности.

 

В эти годы профсоюз вносит предложения в Наркомат по ускорению строительства жилья: именно в этот период выросли многие железнодорожные поселки с благоустроенными домами. Улучшение жилищных, бытовых условий железнодорожников – в основе деятельности профсоюза и в наши дни. Сегодня решение этой серьезной проблемы осуществляется в рамках законодательства через ипотечное жилищное кредитование.

Большое внимание уделял профсоюз и физическому воспитанию железнодорожников и транспортных строителей. В 1936 году создается добровольное спортивное общество «Локомотив». Десятки тысяч железнодорожников занимаются физкультурой и спортом на стадионах, в спортивных залах, плавательных бассейнах и оздоровительных центрах. За эти годы воспитаны сотни мастеров спорта, а главное – укрепляется здоровье тружеников. В отрасли регулярно проводятся летние и зимние рабочие спартакиады. В настоящее время традиционно проводятся спортивные игры «Спорт поколений».

Поистине героическим был труд железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. С первых же дней профсоюз взял на себя задачу организации соревнования за скоростное продвижение воинских грузов: движение поездов к фронту и с фронта не прекращалось ни на минуту.   Все годы войны профсоюзные организации оказывали моральную и материальную помощь семьям железнодорожников, чьи отцы, сыновья были призваны в армию, проводили сбор теплых вещей для фронтовиков, помогали работающим.

Четвертая послевоенная пятилетка характерна восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, и профсоюз в этом принимает активное участие. Отмечается небывалый рост числа передовиков, новаторов производства, опыт и методы  работы которых обобщаются и распространяются комитетами, уделяется большое внимание производству и быту, развивается наставничество, коммунистическое отношение к труду.

 В это время транспортными строителями построено свыше 50 тысяч километров новых железнодорожных путей, электрифицировано 46 тысяч километров линий, сооружено около 600 километров линий метрополитенов, свыше 200 километров морских и речных причалов, более 50 тысяч километров автомобильных дорог. Сложились прочные  отношения между хозяйственными руководителями и профсоюзными организациями на основе социального партнерства. Удалось выработать, а в период реформ -  сохранить  механизм социальной защиты работников через систему отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров.

Стороны осуществляют регулирование оплаты труда путем индексации базовой месячной тарифной ставки на уровне инфляции и даже выше.   

Осуществляются социальные выплаты работникам, в отрасли действует фонд поддержки учебных заведений и негосударственный  пенсионный фонд «Трансстрой».

Величайшей стройкой XX века стало сооружение БАМа – Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 8 июля 1974 года принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». С первых дней строительства ЦК профсоюза первостепенное внимание уделяет работе профсоюзных организаций и хозяйственных органов по созданию нормальных бытовых условий для транспортных строителей.  

XXIII съезд профсоюза с удовлетворением отметил возросшую роль профсоюзных организаций в решении социальных задач. В десятой пятилетке, по сравнению с предыдущей, почти на 800 миллионов рублей вырос бюджет государственного страхования, за счет средств которого был осуществлен большой объем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, организации оздоровления и отдыха железнодорожников и транспортных строителей и членов их семей.

В 80-х годах, благодаря совместным усилиям Министра путей сообщения СССР Н.С. Конорева и Председателя ЦК профсоюза Н.И.Ковалева, а затем И.А.Шинкевича активно ведется строительство жилья, объектов здравоохранения, детских дошкольных учреждений.   

Однако с конца 1988 года в стране начинает нарастать недовольство диктатом административно-командной системы, которая привела к огромным негативным последствиям в экономике, ослаблению социальной защищенности тружеников и в ЦК профсоюза и министерство стали поступать требования об ускорении решения многочисленных острейших социальных проблем, которые накапливались годами.  

По требованию членов профсоюза 20 сентября 1990 года созывается внеочередной XXV съезд, ставший последним в рамках бывшего СССР. Он проходил под воздействием происходящих в стране глубоких демократических преобразований. На нем разгорелись жаркие дискуссии, острой критике были подвергнуты присутствующие на съезде руководители Правительства. Делегаты съезда приняли Заявления в адрес Президента страны, Верховного Совета СССР, в которых в ультимативной форме были изложены требования незамедлительного решения острейших социальных проблем в отраслях.

После съезда изменилась тактика действий профсоюза, ее содержание было подчинено организации надежной социальной защищенности тружеников стальных магистралей  и транспортных строек страны. Особое внимание в этот период уделяется усилению информационного обеспечения в профсоюзе. С этой целью создается информационный центр, который с июня 1991 года начинает выпускать журнал ЦК профсоюза «Информационный вестник», а с августа 1994 – и газету «Сигнал».

Существенный урон авторитету профсоюзов нанесло сильное административное давление. Более того, по воле государственных органов профсоюзы были лишены права управления социальным страхованием, значительно снижены их функции в сфере охраны труда и контроля за соблюдением трудового законодательства. Явно просматривалась тенденция  сокращения правовой базы в деятельности отраслевых профсоюзов.

В Российской Федерации, ставшей самостоятельным государством, начались рыночные реформы, которые сопровождались тяжелейшими социальными последствиями, отразившимися на материальном положении населения страны.  

В начале 1991 года был принят Закон СССР «О железнодорожном транспорте», в который заложили предпосылки для выработки будущей стратегии отрасли в условиях перехода к рыночной экономике. В то же время в 1992 году разрабатываются условия акционирования организаций транспортного строительства. В сложившейся ситуации профсоюз прилагает огромные усилия, чтобы создать четкую и глубоко продуманную систему социальных гарантий труженикам отраслей, ключевыми звеньями которой должны стать отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры на предприятиях.

В результате переговоров с руководством Министерства путей сообщения и Министерства транспортного строительства были заключены Отраслевые тарифные соглашения, сыгравшие исключительно важную роль в улучшении социального положения тружеников отраслей и стабилизации обстановки. Таким образом было положено начало системе социального партнерства, у истоков которого стояли Министр путей сообщения Геннадий Матвеевич Фадеев, Президент Корпорации «Трансстрой» Владимир Аркадьевич Брежнев и Председатель ЦК профсоюза Иван Артемович Шинкевич.

Важным событием, оказавшим существенное влияние на весь последующий ход перемен на железнодорожном транспорте, стал состоявшийся в мае 1996 года Всероссийский съезд железнодорожников. На съезде были приняты и впоследствии одобрены Указом Президента Российской Федерации «Основные направления развития железнодорожного транспорта до 2005 года». Съезд железнодорожников по существу утвердил стратегию реформы отрасли. В этой обстановке задача профсоюза заключалась не в том, чтобы противостоять процессу реформирования отрасли, а обеспечить наиболее безболезненный переход к новым формам хозяйствования в трудовых коллективах, сделать все возможное для надежной и максимальной защиты социальных прав и экономических интересов членов профсоюза.

После длительных обсуждений было принято решение об участии в разработке Концепции структурной реформы железнодорожного транспорта. В феврале 2001 года на XXVII съезде была выработана позиция профсоюза, которая состояла из двух десятков требований, выполнение которых стало основным условием участия профсоюза в реформировании отрасли. Практически все они были учтены. Это позволило успешно осуществить первый этап реформирования отрасли.

         С октября 2003 года  управление перевозочным процессом и всей хозяйственной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляет Открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Благодаря совместным усилиям руководства МПС России и отраслевого профсоюза удалось сохранить социальную сферу железнодорожного транспорта и систему социальной поддержки неработающих ветеранов. Компания работает устойчиво, успешно решая поставленные задачи, и сохранила все раннее действующие льготы и гарантии труженикам отрасли. 

         Ни один период истории нашего профсоюза не был простым. В последние годы существенное изменение экономических условий коснулось практически всех предприятий и организаций, в которых действует профсоюз.

Новые задачи требуют поиска нестандартных решений, изменения стиля и методов работы, более высоких критериев  при избрании руководителей профсоюзных органов всех уровней и оценки результатов их деятельности.

Центральный комитет постоянно уделяет внимание профессиональной подготовке и повышению квалификации профсоюзных кадров и актива.  

С созданием ОАО «РЖД» по существу начался новый этап экономических преобразований на железнодорожном транспорте.  Главными остались вопросы выработки четкого механизма действия принципа социального партнерства, совершенствования форм участия в решении социальных проблем.

Реализуя решения Центрального комитета, в июле 2004 года впервые было подписано Соглашение о социальном партнерстве Роспрофжела и ОАО «РЖД», а 21 октября – заключен Генеральный коллективный договор на 2005 год, включивший все лучшее, что было на железнодорожном транспорте, подписано Генеральное соглашение по учреждениям образования с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (впервые). Заключены и работают отраслевые тарифные соглашения у транспортных строителей и предприятий промышленного железнодорожного транспорта, коллективные договора ФГП «Ведомственная охрана МПС России», метрополитенов, метростроителей и т.д.

С первых дней образования профсоюз боролся за снижение производственного травматизма, улучшение условий и безопасности труда. Эту работу целенаправленно ведет техническая инспекция профсоюза, укомплектованная квалифицированными кадрами. Достаточно сказать, что ежегодно технические инспекторы предотвращают более 10 тысяч нарушений в области охраны труда и техники безопасности.

             Вопросы условий труда работников включены в программу стратегического развития ОАО «РЖД», в комплексные планы организаций транспортного строительства, метрополитенов, промышленного железнодорожного транспорта, ведомственной охраны. 

   Комитетами профсоюза всех уровней принимаются меры по организации общественного контроля за обеспечением безопасности движения поездов – основы устойчивой работы транспорта.

   Заслуженным авторитетом пользуется правовая инспекция труда профсоюза.  Правовая инспекция участвует и в разработке локальных нормативных актов, проводит консультации, организует семинары, по результатам проверок восстанавливаются незаконного уволенные работники,  отменяются незаконно наложенные дисциплинарные наказания,  возвращаются в пользу работников по разным причинам недоплаченные  суммы.

На железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве созданы и работают негосударственные пенсионные фонды «Благосостояние», благотворительный фонд «Почет».  

Вся многообразная деятельность профсоюза, вопросы и проблемы, которые он решает, отражаются на страницах газеты «Сигнал» и журнала «Информационный вестник», выпускаемые ЦК РОСПРОФЖЕЛ, газеты «Социальная защита», выпускаемая Дорпрофжелом Московской железной дороги. За последнее время эти издания претерпели существенные изменения – как в содержании, так и в оформлении. Расширилась сеть внештатных авторов.

  На всех этапах 110-летней истории профсоюз работал на благо человека, на его поддержку, на решение его насущных проблем. Во главе профсоюза, его организаций стояли преданные делу, грамотные люди.  В настоящее время это: председатель ЦК Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей Никифоров Николай Алексеевич, председатель Дорожного комитета профсоюза Московской железной дороги Синицын Николай Фомич,  руководитель Орловско-Курского Регионального обособленного подразделения Васильев Юрий Павлович, зам.руководителя Орловско-Курского Регионального обособленного подразделения Челышов Юрий Фёдорович.

       В октябре 2014 года  РОСПРОФЖЕЛ  выступил с инициативой внести изменения в Трудовой кодекс и узаконить обязательную индексацию заработной  платы не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции. . В настоящее время данная инициатива набрала более 100000 голосов. На протяжении  нескольких лет Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей на различных уровнях поднимал  вопрос о повышении минимального размера выплат  суточных при служебных командировках, которые в настоящее время составляют 100 рублей,  30 марта 2015 года на сайте «Российская общественная инициатива»  РОСПРОФЖЕЛ разместил инициативу: «Установить для работников  организаций всех форм собственности минимальный размер выплат суточных при служебных командировках  не менее 300 рублей»  для рассмотрения данной инициативы  необходимо также набрать 100000 тысяч электронных голосов. Необходимо поддержать данную инициативу.     Большая работа в настоящее время проводится по  страхования локомотивных бригад и работников других железнодорожных профессий от профессиональной непригодности. Эта программа успешно работает.

     Роспрофжел продолжает оказывать членам профсоюза дополнительные услуги в виде финансовой поддержки. Для этого на Московской дороге созданы и успешно работают кредитно-потребительские кооперативы.  

      В этом году исполнится  70 лет Победы в Великой Отечественной войне. И Профсоюз поставил перед собой задачу -  окружить вниманием и заботой каждого ветерана ВОВ и труженика тыла. Эта традиция должна передаваться железнодорожниками из поколения в поколение.

       Через всю историю профсоюз с честью  пронёс традицию сплочённости своих рядов и единства действий в интересах  обеспечения надёжной социальной защищённости  членов профсоюза,   главной остается задача социальной защиты тружеников и ветеранов, работников отраслей, объединенных в Роспрофжел на принципах социального партнерства.

 

         Сегодня Роспрофжел представлен 4500 первичными профсоюзными организациями, объединяющими свыше 1,5 млн человек. В настоящее время действуют четыре отраслевых соглашения и более 700 коллективных договоров дочерних обществ и филиалов, включая Коллективный договор ОАО «РЖД». Положения этих документов всегда, даже в кризисные годы, выполняются обеими сторонами. Все спорные вопросы в основном решаются за столом переговоров. О доверии к Роспрофжелу говорит и тот факт, что в его рядах состоят 94,3% работников.