«Год назад купил в банке полис инвестиционного страхования жизни, а сейчас, спустя время, понимаю, что это совсем не то, что я себе представлял со слов менеджера и что я сделал не особо выгодное вложение своих средств…», - эта история одного из курян в общих чертах описывает проблему недобросовестного отношения к клиентам в кредитных организациях.

Фактов, когда потребителям предоставлялась неполная или недостоверная информация о ключевых характеристиках и рисках продукта, Банк России выявил немало. В связи с этим в конце января 2019 года на сайте мегарегулятора было опубликовано письмо, по рекомендациям которого посредники (чаще всего это банки) при продаже полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) должны раскрывать клиентам всю информацию о рисках этого продукта.

Теперь перед приобретением клиенту будут объяснять, что договор ИСЖ не является договором вклада и деньги не застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). У этого инструмента отсутствует гарантия инвестдохода, есть свой порядок его начисления и выкупная сумма. Досрочно забрать деньги из ИСЖ без потерь нельзя. Кроме того, клиенту должны сообщить информацию о страховой организации, с которой заключается договор, и размер комиссии банка-агента.

«Тенденция, когда клиентам предлагают страховки под видом более доходного аналога вкладов, а информация о рисках не раскрывается, к сожалению, не редкость, - поясняет управляющий курским отделением Банка России Евгений Овсянников. – Это одно из проявлений так называемого мисселинга – недобросовестной, некорректной, некачественной продажи хорошего продукта. Нарушается одно из важнейших прав потребителя финансовых услуг - право на полную и достоверную информацию. В основе этой проблемы часто лежит невнимательность клиентов к деталям при заключении договора, нежелание изучать документы перед подписью и готовность «верить на слово» сотрудникам банков».

После заключения договора Банк России рекомендует страховщику связаться с клиентом и убедиться, что тот верно понял все риски и ограничения продукта и знает о "периоде охлаждения", в течение которого может отказаться от ИСЖ.